Как улучшить качество образования в Молдове

С каждым годом всё острее встаёт вопрос о качественном образовании в Молдове. На протяжении 20 лет, образование не становится лучше. Нововведения не идут на пользу. При увеличении количества выпускников вуза, практически нет грамотных молодых специалистов.

Несколько лет назад по ТВ, крутилась социальная реклама о коррупции в вузах. Преподаватель в мед вузе не особо утруждался в обучении студентов. Главное чтобы при зачёте, экзамене, была предоставлена желанная бумажка с рисунком мёртвого Американского президента, или с рисунком исторического здания Европы, ну уже, в крайнем случае, с изображением Штефана Чел Маре. На протяжении всей учёбы, это была основная цель преподавателя. Прошло некоторое время, и профессор попадает на операционный стол. Каково же было удивление, граничащее с инфарктом, когда профессор в хирурге узнал своего выпускника, фактически у него купивший диплом хирурга. Концовка этой истории такова - факт успешного лечения исключён. Такая ситуация практически во всех сферах жизнедеятельности.

Корень проблемы кроется в самом подходе к процессу обучения, как преподавателей, так и школьников. Отсутствие перспектив связанных с хорошим образованием, ставит крест на всём процессе обучения. Так оно практически и есть, ведь закончивший школу ученик, поступает в ВУЗ, а после куда? Ведь рабочих мест то нет по специальности.
Для того чтобы ученики выходили грамотными, и интеллектуально развитыми, с школы, лицея, должна быть мотивация. Просто объясняя, что быть грамотным и образованным, бесполезно. Видя такой бардак в жизни, где во главе угла ставиться не высокие моральные ценности, а наоборот - самые низкие, культивируемые сверху, такие как подлость, обман, предательство, подрастающее поколение не желает быть высокообразованными. Конечно, это относится не ко всем, но к большинству.

Полученные знания в школе, лицее, которые действительно впитались в ученика, которые он усвоил по настоящему, открывают большие перспективы в жизни. В Советские времена были курсы УПК для школьников. Обучение проводилось паралельно школьному процессу. После окончания курсов, и школы, выпускник как минимум обладал одной профессией; водитель, тракторист, швея, повар. Сейчас это дорого и практически нереализуемо.
Министерство просвещения Молдовы, сводит всю работу по обеспечению качественного образования на разработку новых стандартов, оценку качества образования, различные виды мониторингов. За всеми этими действиями, не видно самого главного - ученика, его желанию или не желанию учиться.

Стимулировать на получение качественных знаний, довольно просто. Необходимо внедрить систему оплаты ученикам за результаты интеллектуального труда. Технически это выглядит так. Каждая школа, лицей, ВУЗ, имеет свой сайт. На этом сайте каждый ученик имеет свой блог, по определённому предмету, к которому наиболее склонен. На блоге ежедневно выкладывает информацию по пройденной теме, не просто скопированной, а обработанной и осмысленной. К примеру, ученик хорошо освоил биологию, каждый урок в школе преподносит новые знания. Полученные знания, связав со своим восприятием, умственно обработав, и выложив в текстовом виде на блог. Своего рода творческий труд по изложению пройденного материала. За одну такую статью, начисляют 25 лей. Важно следить за добавлением материала, чтобы не был cкопирован и не был бессмысленный набор слов. Проверка одного материала - 10 лей. И того получается 750 лей ученику в месяц, и 300 лей на контроль. 1000 лей в среднем на одного ученика в месяц. Считаем что 100 учеников из школы, изъявят желания участвовать в проекте. В месяц расход составляет 100 000 лей, за учебный год 900 000 лей или 75 тысяч долларов. Каждый год Молдова получает финансовую помощь на образование, в размере 2 миллион долларов. Эта сумма позволяет более стимулировать - 1300 учеников, которые видят смысл в получении знаний. Такой подход намного эффективнее различных стандартов и мониторингов.

 

Автор Балахтеров Олег